Когда вы поняли, что хотите заниматься комиксами?

Примерно в 7 лет я рисовал комиксы про супергеройские приключения со своими друзьями. Тогда я читал много комиксов, но уже гораздо позже я пошёл в художественную школу, чтобы научиться их делать, хотя это и не было моей главной мечтой. Так что по сути я связал свою жизнь с комиксами только когда принял решение заняться издательским бизнесом, что, в свою очередь, случилось сразу, как вышла моя первая книга. Тогда я подумал: «Что ж, теперь всё всерьёз. Я тут не просто так».

 

Расскажите про ваш первый стрип/комикс.

Я учился кататься на лыжах со своими друзьями. И в то время я читал очень много комиксов Marvel. Это были 80-е, что не так плохо, как, например, комиксы 90-х. Так что я сочинял истории про четырёх своих друзей, причём мы были в своих лыжных костюмах, и у каждого была суперспособность, как-то связанная с цветом этого костюма. Они были очень яркие, всё же 80-е на дворе. Это очень глупо, но я отлично помню, что так я впервые получил удовлетворение от своих рисунков. Я создал персонажей, и такой: «Вау, да это же Я сделал!»

 

Есть ли у вас персонаж-любимчик?

Если мы говорим про комиксы в целом — это, конечно же, Корто МальтезеПотому что он ну очень крутой. Он «приключенец», не идеальный парень, ведь иногда он очень самовлюблённый, но всё ещё очень романтичный, в хорошем смысле. Он не всегда выигрывает. И это первый персонаж, который далеко не всегда добивается девчонок! Много раз происходит так, что у него ничего не получается. Ну и… великолепный рисунок Уго Пратта не может оставить равнодушным!

 

А если про своих собственный персонажей... сложно сказать. Я выпустил много самиздата: автобиографические истории, где я изображаю себя поросёнком; два маленьких персонажа — квадрат и таблетка; Медведь Фернанд — ужасный персонаж, который насилует и убивает всё, что движется... Но сейчас я работаю над своеобразным автобиографическом комиксом про своих студентов, ведь я учитель комикс-искусства... Так что это — мои студенты. Они выглядят очень нелепо, немного тупо, но они мне нравятся!

 

Что в ваших комиксах вымышленное, а что основано на реальных событиях и личностях?

Зачастую реальность гораздо безумнее, чем выдумка. Самая крутая идея, которую ты сможешь придумать не стоит и половины реальной истории. Каждый раз, когда я пытаюсь что-то придумать — оказывается, что идея не оригинальна, такое уже придумывали раньше. А вот когда не можешь ничего придумать — просто поспрашивай людей вокруг. Не бывает такой птички, под названием Вдохновение, которая прилетит и прошепчет тебе всё на ушко. Надо исследовать мир вокруг!

 

Расскажите про отсылки и пасхалки в ваших комиксах.

Конечно, вы подумаете о том, что «Герои у психолога» полностью состоят из отсылок и масс-культуры. Но это не совсем так! Да, там много персонажей и всего такого. Но в самом начале это была просто прикольная идея, которую я начеркал на салфетке и выложил у себя в блоге. У меня не было мысли, мол, «я возьму всех крутых персонажей комиксов и фильмов и запихну их в свою книгу, чтобы всем понравилось». Я сделал его 10 лет назад, тогда ещё толком не было всей этой гик-культуры. Хотя иногда меня встречают на улице со словами: «О, да ты тот парень, который придумал «Героев у психолога»! У меня эта книжка в туалете лежит!». А я такой: «Ага, именно этого места я и заслуживаю». Так что в остальных книжках, которые не изданы в России, таких отсылок нет, я скорее делаю их для себя и по реальным историям.

Откуда вы черпаете вдохновение?

Вдохновение? Я покупаю его в интернете, на Амазоне. Штука в том, что я не считаю, что это что-то, прилетающее сверху. Я уверен, что вдохновение — это когда у тебя есть какая-то маленькая идея и тебе надо копаться в теме дальше, чтобы из этого что-то получилось, и иногда она превращается во что-то крутое. Пример: в университете мы делали комикс-работу на тему «Соблазнение». И у меня есть 3 студента с синдромом Аспергера. Они талантливые, но у них есть проблемы с выражением эмоций и взаимодействием с другими людьми. И один из них сделал работу воооооообще не по теме. И я спрашиваю его: «Что это такое? Твоя работа вообще о другом». А он мне: «Возможно, но я не очень понимаю, что такое соблазнение. Мне не ясна сама концепция этого понятия». И уже после этого у меня в голове возник сценарий, про девушку с таким же расстройством и её бабушку, которая на смертном одре просит её найти себе пару. То есть у девушки уже есть проблема с тем, чтобы просто общаться с людьми, а завести отношения — это вообще что-то невыполнимое. И это была основа для сценария. И в то же время меня попросили помочь с адаптацией книги для родителей детей с расстройством аутического спектра. В итоге оказалось, что они не такие уж и специалисты, и они ничего толком не смогли мне объяснить — как это работает, считается ли это заболеванием или нет, можно ли это излечить или нет... Так что мне пришлось проводить исследования самому, и я нашёл очень много информации в интернете, общался с людьми, разбирающимися в теме... И когда я вернулся к работе над комиксом, мне не пришлось придумывать что-то, что звучало бы правдоподобно, ведь у меня были на руках примеры из настоящей жизни. Вот тебе и вдохновение. Это как когда у тебя есть коробка с игрушками, и ты можешь рассказать при помощи них что угодно, ведь у тебя есть декорации, разные фигурки, машинки и всё такое. А без этого, без исследования (читай — вдохновения) — это как если ты пытаешься рассказать свою историю при помощи двух белых кубиков. Рассказать-то ты можешь, но она будет очень минималистична.

 

Что вам очень бы хотелось рассказать про ваш комикс, но о чем вас точно никогда не спросят?

Что бы мне хотелось рассказать? Могу рассказать про шутки, которые не вошли во «Всех героев у психолога». Ведь это сборник, а до этого были 16 маленьких книжек, на разные темы: супергерои, манга, мультики, греческие мифы, французская история... И получалось так, что иногда шутки повторялись, просто менялись персонажи. Ведь люди, которые покупают книжки по манге, не будут покупать книжки по истории Франции. И когда я собирал сборник, я думал: «О мой Бог, я ужасный автор». Также я не стал включать некоторые обидные и сексистские шутки. Ведь я придумал их 10 лет назад, и тогда это было смешно, а теперь я смотрю на них, и понимаю что они ужасны.

С какими сложностями приходится сталкиваться при создании и издании комиксов?

Вообще не особо встречался с проблемами. Во Франции все достаточно лояльно относятся ко всему. Возможно, у меня были бы проблемы, если вдруг я бы занялся изданием какой-нибудь педофильской литературы... Но на самом деле во Франции ты можешь печатать практически всё, пока ты не пропагандируешь нацизм. Хотя ты всё равно можешь шутить над этим всем без проблем.

Но… У меня как-то раз были тёрки с одним очень известным автором, потому что он вдруг решил, что я сплагиатил обложку одной из книг другого автора. Та книга была про Сирию, так что была оформлена в цветах флага — белый, красный, чёрный и зелёный. А моя книга вышла через три недели, и она была про Иран, и была в цветах флага Ирана, которые, сюрприз, тоже белый, красный, чёрный и зелёный. И тут этот парень разорался: «Это плагиат! Ты копипастишь!» Почти все встали на мою сторону, типа, «эй, парень, чего ты бурчишь, возвращайся к своим историям и перестань быть мудаком». И я был очень рад, ведь он действительно мудак.

 

Расскажите о ваших творческих планах на ближайший год.

Во-первых, я работаю над этой книжкой про девочку с синдромом Аспергера. И ещё над книгой, не комиксом, руководством по написанию свадебных речей. Во Франции это важно, и я ведь очень хорош в свадебных речах! Ещё я в компании отличного иллюстратора работаю над настольной игрой с крутой идеей. Я делаю её уже два года и вот, наконец, доделаю. Ещё я перерисовываю истории про своих студентов для издания в виде книги. И ещё есть 2-3 проекта. И всё ещё надо держать на плаву издательство, если оно не развалится в ближайшие полгода.

 

Посоветуйте 5 обязательных к прочтению комиксов.

- «Маус» Арта Шпигельмана. Это что-то. Мне потребовалась вечность, чтобы дочитать этот комикс. В 18 я начинал читать его, но такой: «Какая скука, ещё одна история про нацизм, евреев и холокост». Но в 25 я наконец прочёл его целиком, и это же просто шедевр! Это не только про нацистов, уничтожающих евреев, или про парня, который выжил в этой опасной ситуации. Это про отношения отцов и детей, про чувство вины. Знаете, чувство вины за то, что ты выжил, когда вся твоя семья погибла. И тебе не в чем себя винить, кроме как в том, что ты выжил. Каждый должен прочесть «Маус».

- «Approximate Continuum Comics» — могу перечитывать бесконечно. Это о том, каково быть автором. Сейчас уже немного устарела, но всё равно супер-крутая.

«Скотт Пилигрим»Очень изобретательный стиль повествования. Всё идёт быстро, и рисунок выглядит супер-простым, и ты думаешь, что можешь рисовать так же (но, конечно же, нет). Обожаю перечитывать его.

- Небольшой совет по манге — «Берсерк». Безумная история, безумный рисунок. Я долго боялся к ней подобраться, мне казалось, что это очередной отстойный сёнен про сильного парня. Но нет, это гораздо круче!

- И конечно какая-нибудь книга от братьев Хернандес, «Love & Rockets». Я не фанат американского стиля покраса, со всеми этими чёрными пятнами туши повсюду... Но однажды хорошие друзья дали мне книгу «Palomar City» со словами, что у меня нет выбора. Это книга, где все сильные персонажи — женщины, и они прекрасны, но прежде всего сильные личности, а все парни там как нелепые напарники, сайдкики. К тому моменту я уже устал от всех этих комиксов, где главный герой — это суперсильный перекачанный мужик... Да, я только что приводил в пример «Берсерк», но это другое дело. Короче, обязательно почитайте «Love & Rockets».