Когда вы поняли, что хотите заниматься комиксами?

Вообще я учился делать мультфильмы, а комиксы были вынужденной работой. Но потом я смекнул, что историю мечты я не смогу реализовать в анимации или кино чисто экономически, а в комиксе — легко. Мысль о том, что я могу сделать самостоятельно полнометражное кино в формате комикса до сих пор заряжает меня.

 

Расскажите про ваш первый стрип/комикс.

Мой первый комикс был по сути самым настоящим зином. В школе я нарисовал пародийный сёнэн про учителя физики. Вдохновлялся Бличем, насколько я помню. И как полагается, наксерил его и в школе распространил. Даже не знаю, сохранился ли хоть один экземпляр.

 

Есть ли у вас персонаж-любимчик?

Мне очень нравится рисовать баббловского Магистра, хоть в комиксах я рисовал его не так уж часто. Если вы читали «Инока», то наверное помните, что когда он перешел из разряда местечкового злодея серии в могущественного антагониста всей баббл-вселенной, то его образ знатно прибавил респектабельности. И если раньше я рисовал его мерзким стариком с пятнистым зобом, то потом я понял, что он должен быть похож на дворецкого из Аббатства Даунтон: его сочетание густых бровей и большого птичьего носа без переносицы давали подходящий эффект надменной аристократичной мудрости. Вот этот носатый образ я считаю самой удачной версией Магистра. Кстати, в сценарии первых выпусков Магистр именовался «Носатым», так что птичий нос можно считать каноном. 

 

 

Что в ваших комиксах вымышленное, а что основано на реальных событиях и личностях?

Точно могу сказать, что в «Шафировском проспекте» нарисована машина моего отца, а в «Продуктах 24» — его шапка и куртка (правда она была другого цвета). Про остальные комиксы ответить сложнее: личный опыт и испытанные эмоции перемешивается с историями друзей, и к этому еще примешиваются переживания из увиденных когда-то фильмов, и все это прикрутить к логической структуре истории — бум, и готово.
Вспомнил еще, что в последнем выпуске «Дубина» одного из персонажей я сделал ролевиком, потому что брат этим увлекался в юности. Ну и все в таком духе — постоянно в мелочах проскальзывает что-нибудь из жизни.

Расскажите про отсылки и пасхалки в ваших комиксах.

Про пасхалки я вспоминаю в самый последний момент, когда уже поздно их добавлять, поэтому их не так уж и много. Но вот к комиксу «Продукты 24» я готовился основательно и заранее решил использовать картины русских художников как основу композиции некоторых кадров. Там и Верещагин, и Кустодиев, и Брюллов, и еще много других. Я даже супрематическую картину умудрился заоммажить.
А в баббловских комиксах я иногда прятал маленьких рапторов.

 

Откуда вы черпаете вдохновение?

Одно время я очень фанател от фильмов французской новой волны и постоянно рисовал что-нибудь в духе того времени. Второй выпуск «Дубина Димы» совершенно точно вдохновлен фильмами Годара и Трюффо. Я там даже скопировал сцену танцев из «Банды аутсайдеров» — почти как Бертолуччи (ха-ха!) — он тоже стянул сцену, но другую.

Небольшой ликбез: в начале 60-х несколько французов взяли в руки новые легкие недорогие кинокамеры, позволяющие снимать кино «на коленке» и начали создавать независимые шедевры, своей легкостью совершенно отличающиеся от голливудской выверенной продукции тех времен. И весь мир совершенно слетел с катушек от любви к le cinéma. Тарантино, например, свою компанию назвал в честь фильма Годара.

Что вам очень бы хотелось рассказать про ваш комикс, но о чем вас точно никогда не спросят?

Сюжет «Дубина Димы» приснился мне во сне, ха-ха. Но потом я его полностью переделал, так что этот факт уже не актуален.
Вообще я очень много времени потратил на сценарий «Дубина»: я хотел привести его к такой форме, чтобы каждый выпуск внутри себя имел завершенную драматургическую структуру и внутри сквозного сюжета был бы мини-историей, заканчивающейся клиффхэнгером, и чтобы все в итоге сошлось — это жуткая морока, просто-таки чертова комбинаторика!
В общем, результат меня полностью удовлетворил. Каждый выпуск получился непохожим на остальные. Первый выпуск — это комедия положений, второй — романтическая драма, третий — триллер, четвертый — бадди-муви.

 

 

С какими сложностями приходится сталкиваться при создании и издании комиксов?

Самая большая сложность при создании авторского комикса — это пережить нудный этап рисования комикса. Работать над сценарием интересно. Заниматься режиссурой, переписывая сценарий в детальный и делая раскадровку, интересно. А вот потом все придуманное надо реализовать в линии и пятна, что очень долго, муторно, однообразно и мучительно скучно — и во время этого процесса так легко потерять веру в проект.
Каждая идея, нюанс и деталь при создании комикса проходит минимум через 4 этапа. Например, я придумал крутую сцену и утвердил ее в сценарии. Потом я возвращаюсь к ней чтобы проработать в раскадровке. Через какое-то время я опять возвращаюсь к ней, чтобы сделать контур. А потом еще раз при покраске. Так вот в середине этого процесса повторяющихся возвратов к придуманной мной же идее я начинаю сомневаться в ней, а к концу я ее просто-таки ненавижу.

 

Расскажите о ваших творческих планах на ближайший год.

Сейчас я занимаюсь своим комиксом с большой постапокалиптической историей, которую я придумал лет 5 назад. И вот только в этом году я оформил сценарий и таки начал рисовать, но встрял примерно на 30-ти процентах, когда деньги стали кончаться. Надеюсь, к новому году закончу, но это вряд ли.
Думаю, что подробности выкачу процентах на 80-ти от готовности проекта.

 

 

Посоветуйте 5 обязательных к прочтению комиксов.

- «Собакистан» Терлецкого и Кати — за лаконичность идеи;
- «Роман победитель ласточек» Терлецкого — за то, как делать веселые комиксы без натужной духоты;
- «Большой древнерусский борщ» Магера — за неповторимый юмор и уникальный стиль;
- «Шура и Лунный цветок» Редисыча — за живое эмоциональное повествование;
- «Славянский нигилизм» Траханова — за эффектность.