Когда вы поняли, что хотите заниматься комиксами?
Это произошло в тот момент, когда я понял, что процесс создания комикса, по сути, может находиться в одних руках и что можно самому создать целое произведение, в котором и за визуальную форму, и за содержание отвечаешь только ты. Вот эта значимость автора меня и привлекла.
Расскажите про ваш первый стрип/комикс.
До того, как я плотно занялся комиксами в 2016, у меня было несколько несерьезных попыток делать комиксы, но дальше пары кадров это не уходило. Видимо, был не готов.
Есть ли у вас персонаж-любимчик?
Мне нравится Губка Боб. Ещё мне интересен Кот Фриц, придуманный Робертом Крамбом, но разве что из-за того, что мультфильмы с ним дикие и забавные, комиксы-первоисточники я не читал.
Что в ваших комиксах вымышленное, а что основано на реальных событиях и личностях?
Вымышленное и правдивое часто так смешиваются и переплетаются, что их невозможно разделить. Но, конечно, я часто беру реальные события и использую их как основу в творчестве. К тому же всё вымышленное – это плод воображения, переработавшего информацию, полученную извне. Таким образом, вымышленное – это просто более глубокая и не такая очевидная «правда жизни».
Расскажите про отсылки и пасхалки в ваших комиксах.
Это автору точно нельзя рассказывать на публике, это как объяснять анекдот: нудное неблагодарное занятие, после которого всегда чувствуешь себя глупо. Это лучше оставить читателям, ведь их прочтение может открыть какой-то новый слой смысла, который автор не закладывал, а если я выложу все карты на стол, суть истории сожмётся до «едет С из пункта А в пункт Б».
Откуда черпаете вдохновение?
Как и все, из окружающего мира, людей, событий, которые приключаются со мной и близкими, из книг, фильмов, игр и других медиа. В общем-то, вдохновение может прийти из любого места.
Что вам очень бы хотелось рассказать про ваш комикс, но о чем вас точно никогда не спросят?
На каком языке говорят черти и бесы в «Ирвинге»? В первом «Ирвинге» черти в Аду говорили на такой латинской тарабарщине. Многие писали и спрашивали «ого, это что, они на польском говорят?» Спутать легко, но на самом деле это «лацінка», белорусский язык, записанный латинским алфавитом. Во втором «Ирвинге» этот приём я тоже использую, только уже для речи фей.
С какими сложностями приходится сталкиваться при создании и издании комиксов?
В основном, с теми же, с которыми сталкивается любой человек, занимающийся творчеством и создающий что-то: неуверенность, тревога, синдром самозванца, недовольство собой, самокритика, усталость (особенно от больших работ). Мне повезло, что у меня есть такое крепкое дружеское плечо в лице издательства «Комфедерации», которое берет на себя многие вопросы. Единственное – это кажущиеся трудности с коммуникацией и передачей своего видения, но, думаю, это скорее мои проблемы, а не вина издателя.
Ваши творческие планы на ближайший год.
Планирую начать работу над новой (надеюсь) серией комиксов в жанре eurospy, такой легкий европейский Джеймс Бонд с путешествиями, странными злодеями и их коварными планами, в общем, со всеми атрибутами шпионских приключений.
Посоветуйте 5 обязательных к прочтению комиксов.
Кажется, я читаю меньше, чем среднестатистический любитель комиксов, так что удивить чем-то будет сложно, а называть что-то настолько очевидное как «Маус» не хочется. Я бы отметил вот эти книги:
— «Дороро»;
— всё про Мэгг, Могг и Сову;
— комиксы про медвежонка Бамси;
— работы Йоста Сварте и Оливье Шварца;
— ну и, конечно, «Ирвинг и Варвара Варварша» (не то, чтобы я ставил свой комикс в один ряд с этими, не побоюсь слова, выдающимися работами, но если ты решил делать фэнтези, то будь готов его продвигать).